27 июля в Парке Горького прошел специальный показ лучших короткометражных фильмов из программы 67-го Международного Каннского кинофестиваля.

 

 





    Зрители увидели шесть фильмов основной программы короткометражных фильмов кинофестиваля и программы «Синефандасьон» – конкурса киновузов. Еще шесть картин будут представлены на этой же площадке 24 августа. Среди них – лента Анни Сильверстайн «Скунс», взявшая в Каннах-2014  главный приз программы «Синефандасьон».

 




       первую программу показов вошли фильмы «Последняя поездка домой» (непростая история об отце и сыне из Сингапура), «Каменные машины» (американская картина о трудном выборе девочки-подростка из гетто), «Лучезарная жизнь» (очень французская такая своеобразно сюрреалистическая драма), «Провинция» (возможно, лучший фильм показа – безыскусно рассказанная история маленького человека, который на один день почувствовал себя безымянным героем благодаря случайному попаданию на археологические раскопки), а также французский анимационный фильм «А дома лучше».

 

Особым участником показа этого вечера стал фильм российского режиссера Сергея Пикапова, снятый в Азербайджане, – «Последний». Картину, вошедшую в основную программу короткометражных фильмов Каннского фестиваля, представила его продюсер Мария Иванова, которая рассказала, как тепло фильм и его съемочную команду принимали в Каннах, на «Кинотавре» и ММКФ.

 

Эта история -  о последнем живущем на Земле ветеране Второй мировой войны. Он живет всеми забытым отшельником,и в центре его мира -  старый капризный холодильник, внутри которого хранятся самые разные вещи, в том числе военный бинокль и медали.

 

История, такая понятная любому жителю бывшего СССР, да, пожалуй, и всей Европы, одновременно очень личная – режиссер Сергей Пикапов главного героя картины, ставшей, по сути, его дебютом в кино, списал со своего родного дедушки – участника Второй Мировой войны.

 

 

Мероприятие в «Летнем Пионере» прошло при поддержке кинокомпании «Ливандия Энтертейнмент», компании «Мир фестивалей» и Молодежного центра Союза Кинематографистов России. Взгляд «из-за кулис» на него нам представил продюсер Иван Лопатин, с которым мы поговорили о выборе короткого метра:   

 

- Для двух показов в кинотеатре «Пионер» вы отобрали 12 фильмов из пяти программ короткометражного кино Каннского фестиваля 2014 года. По какому принципу осуществлялся отбор? 

И.Л.: Не буду скрывать, что не все картины, которые мы хотели представить российскому зрителю, нам удалось привести в Москву: не так просто договориться с авторами, с правообладателями. В связи с тем, что у многих фильмов в Каннах был премьерный показ и их фестивальная судьба только началась, все они очень трепетно относятся к различным показам, в том числе и в Москве, даже при учете того, что это центр Москвы, открытая площадка, большое количество людей, первый показ в Москве и в России. Мы вели переговоры со всеми участниками – их не так много: 16 фильмов в программе «Синефандасьон» и 9 в программе основного конкурса – всего 25 картин. Приходилось договариваться, убеждать; те, кто хотел быть увиденными, дали свое согласие. Однако некоторые, не согласившись пока предоставить свою картину, в целом хорошо реагировали на предложение, но просили подождать до конца года. 

 

 

  • То есть еще шанс, что вы их все-таки покажете?!

И.Л.: Да, но уже в 2015 году.

 

  • Скажите, а что дают молодым режиссерам подобные показы в Москве?

И.Л.: Для меня это, прежде всего, – открытие чего-то нового. Я довольно много общаюсь с молодыми режиссерами, авторами кино. И все из них хотят попасть на Каннский кинофестиваль, хотят быть увиденными. Наша деятельность тесно связана с кинофестивалями – компания «Мир кинофестивалей» занимается продвижением молодых талантов. И очень сложно бывает грамотно донести до режиссера, что именно хотят видеть в Каннах, какие картины там вызовут отклик. И такие показы – это наглядный пример, демонстрирующий молодым авторам, что имеет место в Каннах, что нравится.

Например, во второй нашей программе, которая будет представлена 24 августа на той же площадке, мы покажем фильм «Скунс» – этот фильм получил приз кинофестиваля в программе «Синефандасьон». То есть зрители смогут оценить, что из увиденного ими получило наивысшую оценку профессионалов. Если говорить в общем, то из девяти фильмов программы основного конкурса права на показ нам дали три. Один из них – «Последний», который был показан в воскресенье, и два будут показаны 24 августа.

 

  • Для российского фильма участие в основном конкурсе Каннского фестиваля – это большой успех. Как вам кажется, почему фильму «Последний» это удалось?

И.Л.: Прежде всего, в фильме потрясающий колорит, в который зритель погружается с первого кадра. Замечательный герой – этот старик, старец. Он действительно очень известная личность в Айзербаджане. Для Сергея Пикалова это близкая ему история – его дедушка воевал. В фильме есть глубина – это вторая составляющая успеха. И, конечно, отличная музыка, отличная операторская работа. Но именно глубина, то эмоциональное погружение, которое мы испытываем при просмотре, – это очень важно. В фильме есть такие мелочи, детали, как военный бинокль в морозилке. Это особые вещи с прицелом на авторское виденье – Каннский фестиваль это чувствует и берет к себе. То, что стандартно и ровно, – никому не интересно, а изобретательные вещи – важны.

Кроме того, это эмоциональный срез всего региона, даже всего СССР. И если вы видели программу первого вчера и еще посмотрите вторую программу 24 августа, то увидите, что многие из этих фильмов – это эмоциональные срезы различных регионов мира.

 

  • Согласна. И первый фильм - «Последняя поездка домой» - наглядно это демонстрирует. Для европейского сознания происходящее на экране жутковато и непонятно.

И.Л.: Да! То же самое и следующий фильм – «Каменные машины», где действие происходит в южно-африканском гетто. Это срез того региона – его культура, традиции, проблемы.

 

  • Можно ли сказать, что Канны любят такие социально-культурные «срезы»?

И.Л.: Да, безусловно. И в фильме «Последний» у нас есть этот социально-культурный срез, когда в лице этого старца все наше общество смотрит на награды, которые мы завоевали во время Второй Мировой войны, и смотрят на холодильник – смотрят в прошлое. А надо смотреть в будущее – взять этот бинокль из морозилки и посмотреть в окно. Есть какая-то в этом тонкая грань и глубина. И каждая работа Каннского фестиваля имеет такую глубину – каждый фильм можно долго обсуждать. И фильм «Долгая поездка домой» – на мой взгляд, это чисто каннский формат. И многие мои коллеги и друзья уже попросили этот фильм, чтобы показывать своим студентам. Там есть выдержанные тарковские планы, долгие, неторопливые. При это есть юмор. И большая недосказанность. Мы не знаем, что за проблема у отца, которую он не может разрешить и в которой сын ему старается помочь. И сын решается убить отца, так как считает, что это единственно возможный выход для него. При этом я познакомился с авторами фильма – это молодые ребята, примерно 25 лет. Я был уверен, что в Каннах им что-нибудь дадут, но этого не произошло. Однако у фильма большой потенциал, и я уверен, его ожидает богатая фестивальная судьба – он будет показан еще не раз, о нем будут говорить.

 

  • А вот последний анимационный фильм «А дома лучше» – такой неожиданно легкий, даже развлекательный.

И.Л.: Да, это совсем нестандартная картина – она абсолютно выбивается из всего контекста Каннского кинофестиваля и остальных картин программы. Для меня это тоже был большой сюрприз. Она была в конкурсе «Синефандасьон» – это конкурс киновузов; ее сделали четыре молодых французских режиссера, которые только что закончили свое обучение, но при этом уже имеют сложившуюся карьеру. И в Каннах этот мультфильм всех развеселил и умилил, люди на него хорошо реагировали. На самом деле он самый зрительский, самый визуально красивый и самый понятный.

 

  • На ваш личный вкус, какой фильм из этой двухдневной программы показов наиболее любопытный? Что бы вы отметили?

И.Л.: Мне действительно очень нравится фильм «Скунс» – главный призер конкурса «Синефандасьон». Действительно картина заслуживает внимания.

 

  • Какие еще проекты «Мира фестивалей» нам ожидать в ближайшем будущем? 

И.Л.: Мы ведем переговоры о дальнейшем сотрудничестве с «Пионером» – это замечательная площадка, центр моды, искусства, отличное место. Эта двухдневная программа – хорошее начало показа короткометражных фильмов больших конкурсов, больших фестивалей. В ближайшее время состоится Венецианский фестиваль, будут другие кинофестивали, где есть короткометражные программы. Мы будем собирать программы фестивального кино, чтобы показывать их в Москве.

Короткий метр ценен не только сам по себе. Но также он многих подталкивает к каким-то глобальным полнометражным историям. Ко мне обращаются продюсеры, которые говорят: мы хотим посмотреть короткометражки, потому что в них есть что-то – какой-то вкус, запах, который может подтолкнуть нас к чему-то новому. Короткий метр – это огромный плацдарм для творчества. Бери и открывай. А мы будем показывать.