Год назад, когда Молодежный центр Союза кинематографистов России принял решение о сотрудничестве с проектом Teamwriting, трудно было предположить, насколько плодотворным окажется сотрудничество. В качестве участника и наблюдателя в проект был делегирован руководитель направления драматургии и взаимодействия с продюсерскими компаниями  заместитель Председателя Молодежного центра Олег Богатов. Сейчас, когда Teamwriting завершает свой первый проект создания коммерческого сериала, Олег Богатов побеседовал с участниками  «комнаты сценаристов»  и поделился собственными ощущениями от подобного формата работы. Его  собеседниками стали организаторы «комнаты»  - Федор Деревянский и Дмитрий Живов, а также участники первого набора  - Вячеслав Ткачев, Антон Шустов, Стас Ефросинин, Евгения Бурасова.


- Коллеги, на вашем сайте есть броский слоган «Screenwriting is Teamwriting». Что он означает?
Федор Деревянский: В этом слогане мы выразили то, ради чего, собственно,  весь проект и создавался. То, что в групповой работе принципы формирования команды не менее, а то и более важны, чем индивидуальные достоинства участников. Невозможно взять авторов, какие бы замечательные они не были  и сколько бы денег не получали, закрыть их в комнате и ожидать, что через месяц из-под двери вылезет шедевр. Но мы реализовали условия, при которых это приближается к реальности.


- С чего все начиналось?
Дмитрий Живов: Планировали набрать команду креативных и мотивированных авторов, которым интересно развиваться. Вместе со студиями выбрать наиболее перспективные идеи и по этим идеям в жесткие сроки разработать сценарные заявки.
Федор Деревянский: И, конечно, опробовать на практике все наши гипотезы. Посадить в одну лодку шесть независимых творческих индивидуальностей и научиться грести в одном направлении.


- Получилось?
Дмитрий Живов: Получилось. Но и помучаться пришлось изрядно. Не все запланированные методы разработки сценариев показали свою пригодность для командной разработки – приходилось по ходу дела анализировать, что из методов подходит нам в лучшей степени. Впрочем, это  неудивительно, так как процесс весьма специфический и связан с неизбежными личными творческими компромиссами ради качества общего продукта. Тем не менее, крепкий костяк “комнаты” мы сформировали.

Федор Деревянский: Вы будете удивлены, но с организационными трудностями мы не столкнулись вообще. Видимо, потому, что тщательно подошли к отбору. Рабочий режим соблюдается исправно – в назначенное время мы все собираемся в офисе, обсуждаем сделанное, раздаем задания и расходимся выполнять домашнюю работу.


- Над какими проектами сейчас работают члены “комнаты”?
Дмитрий Живов: Коллективно мы работаем над двумя проектами сериалов, в которых выразила заинтересованность компания СТВ. Кроме того, когда поступают заказы, отвлекаемся на сценарии рекламных роликов и заявки для полнометражных фильмов.

Стас Ефросинин: Только что сдал проект адаптации зарубежного телесериала по заказу “Амедиа”. В Тимрайтинге практикуется ротация главных авторов или «шоуранеров». На этом проекте функции главного автора выполнял я.

Евгения Бурасова: Последний год меня «преследует» редакторская работа, которую я люблю намного меньше, чем сценарную. Но когда мы стали работать в сценарной комнате, я внутренне успокоилась и стала с удовольствием выполнять и редактуру, ведь я знала, что несколько раз в неделю, в любом случае, у меня будет интересная и любимая работа над сценарием. Как только я отпустила ситуацию, что-то начало меняться вокруг меня. Один из режиссеров, на студии, где я по большей части тружусь редактором, предложил вместе написать сценарий… В итоге наш сценарий «Гора искушений» прошел на питчинг Кинотавра и Минкульта, скоро защиты.

Антон Шустов: Я возглавляю разработку драматургической концепции масштабного циркового шоу  "Чёрный квадрат", такого российского «Cirque du Soleil», объединяющего суперзвезд сразу нескольких цирковых коллективов.

Олег Богатов: Необходимо отметить, что благодаря сотрудничеству с Teamwriting, мне, как ведущему продюсеру «Амедиа» удалось привлечь новых авторов к реальной работе в продакшене. Стас сумел получить место главного автора на сериале для федерального канала, другие ребята получили возможность написать ситком для семейного телеканала. Я планирую и дальше давать проекты участникам «комнаты сценаристов», ведь селекция, проведенная организаторами, дает уверенность, что каждый из них – профессионал.


- Многие убеждены, что писательство по своей природе – занятие для одиночек. Расскажите, в чем вообще суть командной работы.
Федор Деревянский: Если вы смотрели по телевизору «Что? Где? Когда?», то видели, как здорово группа знатоков раскалывает практически любые головоломки. Вообще, все работы на тему экспертных групп приходят к одному выводу – в правильно созданных условиях группа специалистов способна решить абсолютно любую интеллектуальную и творческую задачу.

Дмитрий Живов: Нельзя сказать, что «комнаты» совсем не используются нашими продюсерскими компаниями. Но нюанс заключается именно в создании условий. Группа должна быть точно подобрана, подготовлена, а лидер группы, шоуранер, должен нести двойную, а то и тройную творческую и менеджерскую нагрузку.

Антон Шустов: А еще работа в команде позволяет разносторонне оценить весь процесс написания сценария, начиная с общей концепции и заканчивая непосредственно текстом. У каждого свои взгляды, свой опыт и стиль и поэтому, когда у одного процесс заходит в тупик – другой может предложить что-то неожиданное.

Олег Богатов: Большое заблуждение думать, что написание сценариев - это только одиночная работа. Западные аналоги, в первую очередь американские «комнаты сценаристов» хорошо известны и даже сняты в документальных и игровых фильмах. Я давно и регулярно пересматриваю презентационный фильм «Как делались «Друзья», где показана, пусть и «по верхам», технология создания комедийного сериала. Думаю, Федор и Дмитрий пошли путем американских коллег правильно. Рано или поздно технология групповой работы станет нормой среди сценаристов. Я сам собираю сейчас группу для адаптации семейного ситкома для российского телеканала. Это правильный тренд.


- На какие бонусы при использовании сценарных комнат могут рассчитывать продюсеры?
Дмитрий Живов: Безусловно, главное – это продуктивность – способность произвести больше качественного материала за меньшее количество времени. В любом серьезном проекте необходимо не просто стучать по клавиатуре, но и проводить исследования, изучать множество дополнительных материалов, быть специалистом сразу во многих областях. За счет разделения обязанностей в группе профессиональный сценарий, написанный с высокими стандартами качества, создается в 3-4 раза быстрее, чем у автора-одиночки.

Федор Деревянский: Ну, и потом с организованными группами проще вести диалог в деловом контексте. Все-таки мы иерархически устроены, соблюдаем регламент и ряд системных стандартов, как творческих, так и дисциплинарных. В общем, мы в разы менее подвержены неожиданностям, свойственным творческим натурам, – иначе мы бы вообще не могли существовать как группа.


- Вопрос к ребятам, прошедшим отбор в комнату прошлой осенью. Чему вы научились за прошедшие месяцы работы? Было ли что-то, что особенно запомнилось?
Вячеслав Ткачев: Есть одно классное выражение: «Если ты самый умный в комнате, значит ты не в той комнате, где должен находиться». Все время, что я в проекте Тимрайтинг, я чувствую, что нахожусь в нужной комнате. Больше всего меня впечатлили люди, с которыми я работаю, а именно их невообразимые эрудиция, память и фантазия, умение быстро находить решения и изящно их комбинировать, и обыкновенная человеческая порядочность.
Я понял, что для того, чтобы быть эффективным членом команды при разработке сценария, надо уметь думать в условиях громких и напряженных споров, внятно представлять свои идеи и быть готовым к тому, что чужое решение может оказаться лучше твоего. Кроме этого теперь я знаю, как разработать сериал с командой ярких героев, взаимодействующих через интересный конфликт, могу написать несколько типологически разных байопиков об одной и той же фигуре, умею адаптировать фольклорный материал под формат кино и обрел кучу других прикладных навыков, до которых без Тимрайтинга рос бы ещё пару лет.

Евгения Бурасова: Я не командный игрок, во всяком случае, всегда так про себя думала. В школе меня не брали играть в волейбол, боялись, что запорю игру. Со временем я стала предпочитать виды спорта и работу, в которых можно рассчитывать только на себя. Два моих образования по специальностям – историк и сценарист, казались мне очень верно выбранными – сиди, пиши или читай, никто тебя не трогает. Но вот с профессией сценариста все оказалось иначе – отсидеться в сторонке не получилось. Тимрайтинг стал для меня интересным и крайне необходимым опытом, вряд ли я могла бы получить его где-то еще. Сначала я чувствовала себя некомфортно, хотя виду не подавала, мне казалось, что я предлагаю не те идеи, или меня вообще не слышат. Со временем я привыкла и сосредоточилась на общей цели.

Интересно было наблюдать, как менялись отношения в команде. Были периоды, когда мы будто делились на группировки, отстаивая те или другие вопросы. Тогда мне казалось, что надо разойтись и писать более маленькими группами – по 2-3 человека. Тем более,  опыт написания вдвоем у меня к тому времени уже был, и мне он казался относительно удачным. Но через некоторое время, я не без удивления заметила, что наши группировки переменились. Люди, которые, казалось бы, мыслят совершенно по-разному, вдруг яростно стали отстаивать общую идею, подхватывать идеи друг друга… Для меня это главное открытие – как идея и общая работа может настолько объединять людей. В последнее время мы стали больше слушать друг друга, работа пошла быстрее. А еще я поняла, что невозможно оценить творческий потенциал сценариста за первые дни работы… Тебе кажется, что вот этот человек тянет команду на дно… а спустя время смотришь, и не веришь.

Самое главное для меня, чему нас учат ребята – четкая организация работы. Для меня это ново, мне казалось, что мы все такие творческие и нас нельзя запихнуть ни в какие рамки. Ладно, еще подумать о схемах построения сюжета, но предлагать голосования или обсуждения по каким-то алгоритмам... Вскоре я поняла, что именно эта вроде бы не нужная теоретическая часть и помогает нам двигаться, а не стоять на месте. Хотя, не буду лукавить, творческие «срывы» у нас бывают – спорить можем часами, но до рукоприкладства не доходит.  Кстати, я подумываю летом начать играть в волейбол (смеется).

Антон Шустов: Никогда ранее не "разделяя" процесс написания чего-либо с кем либо, было сложно научиться доверять интуиции и предложениям других участников. Особенно в обстановке, когда каждому свои решения кажутся эстетически и практически более верными и точными. Но со временем я немного привык к атмосфере "кухни" и стал более спокойно воспринимать критику. Это повлияло на мою работу и за пределами комнаты. В моей голове закрепилось убеждение: то, что я делаю, можно и нужно проверять на прочность всеми доступными средствами, так как всегда есть альтернативное решение, неожиданный взгляд, незамеченная неточность, возможность докрутить, усилить, переосмыслить и прийти к более мощному решению.

Я стал более осознанно подходить к процессу творчества, ведь в сценарном искусстве конечный продукт будет воплощён на экране, а значит, КАЖДАЯ мелочь будет в сто раз более выпуклая и кричащая по сравнению, скажем, с литературным текстом. В отличии от литературы, сценарий именно "работа", подобная строительству дома: кто-то рисует схему здания, кто-то – коммуникаций, кто-то кладёт кирпичи, крышу, кто-то руководит, кто-то продаёт. И кто-то в этом доме будет жить. Каждое слово должно побуждать и вдохновлять к творчеству многих людей, это лишь ступень на пути к созданию картины, которую увидят зрители.

Наш алгоритм разработки позволяет совместить "ремесло" и "искусство" в последовательный процесс, когда каждая ступенька развития сценария внимательно и подобно отслеживается, но в тоже время не теряется вдохновение, драйв и ощущение, что конечный продукт получится живым и неповторимым. Получение конкретных инструментов, методов, подходов и изучение их свойств и возможностей – бесценный опыт для меня.

Олег Богатов: Для меня как для сценариста и как продюсера, было очень интересно следить за работой шоураннеров проекта. Федор и Дмитрий сумели выстроить технологию «придумывания», которая работает. И хотя я был эти полгода на правах наблюдателя, я не только присутствовал, но и отчасти участвовал в «жарких спорах» о тех или иных поворотах в сценариях или характерах героев. Но результатом всегда было какое-то решение и продолжение работы. Это ценно для продюсерского продукта – лучшие идеи, которые генерировали ребята – находили свое место в общей картине. Думаю, это самое сложное – собрать мозаику из идей таких талантливых и разных людей, как участники «комнаты сценаристов».

- По итогам второго питчинга Молодежного центра СК РФ вы вручали победителям сертификаты на докторинг сценариев. Что это такое?
Дмитрий Живов: Это услуга экспертного анализа сценария, которую мы предоставляем авторам и продюсерским компаниям. Ее цель – выявить слабые места в драматургии и предложить пути их компенсации.
Для выбранных нами победителей питчинга данная услуга была бесплатной. Свой подход к докторингу мы сформировали, в частности, и после личного въедливого общения с такими сценарными докторами, как Роберт Макки и Джон Труби.

Федор Деревянский: Вообще, с докторингом что у нас, что за рубежом наблюдается следующая закономерность. Если вы смутно чувствуете, что вашему сценарию не повредит докторинг, то на деле это означает, что сценарий требуется переписывать полностью. Докторинг вытащит наружу все проблемы и покажет их реальный масштаб. Поэтому обычно заказчиком докторинга выступает продюсер, как более нейтральное лицо. Авторам же важно воспринимать наши  замечания не как атаку на свое творческое «я», а как импульс для совершенствования своей работы. Из победителей прошлого питчинга отмечу Елену Вахрушеву с короткометражным сценарием «От 10 до бесконечности». Получив наш отчет, Елена взяла его на вооружение и переписала сценарий. То, что получилось, впечатляет. Уверен, мы об этом фильме еще услышим.


- Какие требования вы выдвигаете к сценаристам, желающим пройти конкурс на вступление в комнату?
Дмитрий Живов: Как показала практика, опыт сценарной работы не является ключевым требованием. По результатам первого набора среди нас оказались как начинающие авторы, так и опытные редакторы крупных студий (даже двое). Пожалуй, одним из основных требований является наличие у сценариста времени, т.к. работа в комнате связана с полной занятостью. Основная писательская работа осуществляется между встречами, и если у автора нет возможности качественно ее выполнять, пользы от этого не будет ни автору, ни “комнате” – расставание в таком случае неизбежно.

Федор Деревянский: Со своей стороны можем гарантировать автору много интересных творческих задач, погружение в бурлящий творческий процесс, живое общение с единомышленниками и много-много юмора. При этом это реальная возможность создавать конкурентный материал, получать тонны опыта и «прокачивать» фильмографию. Ну, а очень скоро, когда индустрия окончательно переориентируется на группы подобно тому, как это произошло на американском ТВ, сценарные команды станут попросту единственной возможностью себя реализовать. Так что начинать можно уже сегодня.


- Чего бы вы пожелали новобранцам Тимрайтинга?
Вячеслав Ткачев: Больше читайте, в том числе русскую литературу. Не пытайтесь посмотреть все фильмы и сериалы, лучше посмотреть что-то одно, а потом детально это разобрать. Беритесь за всё, что предлагают, отказаться всегда успеете. Больше пишите. И больше занимайтесь спортом, хватит сидеть.

Антон Шустов: Смириться с мыслью, что придётся много и внимательно слушать. А так же внимательно и аккуратно выбирать слова для формулирования собственных предложений – они должны быть понятны ПРЯМО СЕЙЧАС, и прямо сейчас принесут плоды. Это большая ответственность – не зарубить то, что не до конца понял, и загубить собственное видение только потому, что не нашлось нужных слов для взаимопонимания с коллегами.

Нужно вместить в своей голове мысль, что у каждого участника процесса – свой опыт, своё мироощущение и понимание искусства, красоты, своя интуиция, свои предпочтения и понимание истории. Тут вступают в полемику именно субъективные предпочтения, видение того, "каким должно быть классное кино", эстетическое восприятие и т.д. На этом этапе важно проявить лояльность и терпимость, нужно стараться выработать критерии оценки и отбора, судить трезво и не проявлять агрессию.

А еще нужно периодически приносить с собой в комнату что-нибудь покушать, желательно сладкое. В идеале завести свою кружку и запас чая/ кофе. Это кажется неважным, но на деле, наличие подобных мелочей сказочно радует.


- Можете огласить планы на ближайшее будущее?
Дмитрий Живов: В июне мы открываем дополнительный набор авторов в “комнату”. Нужна свежая кровь, нужен резерв авторов. Приглашаем всех желающих принять участие. Информация о конкурсе размещена у нас на сайте. Далее, с удовольствием примем участие в третьем питчинге Молодежного центра СК РФ, где наша услуга докторинга реально может помочь молодым авторам усилить свои проекты, а мы всегда рады знакомству с талантливыми авторами (естественно, с “корыстной” целью переманить их к себе). Но, главное – это, безусловно, завершить разработку текущих сценарных проектов и приступить к следующим.

Федор Деревянский: А еще в грядущем «сезоне» мы будем активнее вести наши блоги в социальных сетях. Обещаем больше рассказывать о нашей работе, делиться секретами мастерства, разбирать фильмы.

Олег Богатов: Проект реально полезный, как для создателей, так и для молодых авторов. Федор и Дмитрий из скромности, забыли упомянуть, что кроме самой «комнаты сценаристов» они провели интенсивный курс драматургии в Молодежном центре Союза Кинематографистов, где все желающие могли за несколько дней прослушать цикл лекций о различных системах написания сценариев, о технологиях зарубежных шоураннеров, сравнить особенности авторских методик разработки истории и многое другое. Даже для человека с моим опытом и количеством сценарных дипломов – это было очень полезно.
Я надеюсь, что сотрудничество в области кинопросвещения между Teamwriting и Молодежным центром продолжится и в новом сезоне. Ну а если ребята пригласят меня снова в качестве наблюдателя или соавтора проекта – буду рад поучаствовать.

Обращаюсь ко всем молодым сценаристам. Друзья, добро пожаловать в Teamwriting и Молодежный центр Союза Кинематографистов России. Здесь вы получите шанс стать профессионалом в области написания сценариев для кино и телевидения.

Материал подготовил Олег Богатов